среда, 6 марта 2019 г.

Как оценить качество фирменного знака?



Если вы руководите масштабной организацией, вряд ли вы достигли этого с дипломом дизайнера в кармане. Я не встречал генерального директора, профессионально разбирающегося в дизайне. Поэтому оценки директора часто сводятся к «нравится – не нравится». Чем часто пользуются предприниматели от дизайна.

Я честно вам сказал не то, что думал.

О первичной оценке дизайна в целом я уже писал. Логотип, фирменный знак – это тоже продукт дизайна. На него распространяются общие правила оценки дизайна. Но есть и свои нюансы.

Кем быть? Собой или приличным человеком?

Логотип – очень важный элемент дизайна. Возможно для компании самый главный. И оценке этого продукта следует уделить особое внимание. Есть три ключевых и три дополнительных критерия оценки логотипа.
 

Первый критерий – концептуальность. В основании разработки фирменного знака в обязательном порядке должна лежать некая идея, творческое содержание. Без идеологии любая форма остается лишь формой. Смысл жизни в идейном наполнении. Дизайнер должен представить идеологию фирменного знака. Должно быть понятно это вообще про что.
 

Например, Coca cola про легкость, игривость, праздничность


Apple про знания, красоту, библейские корни


Nike про свободу, динамичность, легкость
И это видно. Не обязательно вместе с фирменным знаком давать пользователю инструкцию по прочтению. Концепция должна быть в дизайне. Если этого нет – нет и логотипа. И это тоже сразу видно. 

Продам дрова — недавно наломала.
 
 

Буква «Т» в качестве, прости Господи, логотипа Ташкента – это отсутствие концепции.


Второй критерий – значение. Если это знак, то он должен что-то значить. Знак – это символ. У каждого фирменного знака должно быть значение (часто говорят семантическое значение), непосредственно связанное с концепцией.

Coca cola – каллиграфическая волна праздника
Apple – яблоко с древа познания добра и зла
Nike – крылья победы (буквально, крылья богини Ники)
Хороший знак имеет значение. Если значения нет и кроме формы написания нет никакого смысла – это плохой знак. Название компании, написанное шрифтом Times – это отсутствие значения знака.

Всё приедается. Но только не поганки.


Третий критерий оценки логотипа – богатство образов, ассоциативный ряд. Чем больше ассоциаций вызывает изображение – тем лучше. множественность ассоциаций позволят каждому зрителю найти в изображении что-то свое, близкое именно ему.

Coca cola – сложность (рецептура) и легкость (настроение) одновременно, подвижность и консерватизм, молодость и стабильность
Apple – изящная простота, легкость восприятия и изысканность, элегантность и обыденность
Nike – сила, динамика, подвижность, умение побеждать, преодолевать себя, напряжённость

Именно богатство ассоциаций работает на запоминаемость знака. Здесь, как с иностранным языком. Есть ассоциации – легко запоминается. Нет ассоциаций – нужно заставить себя вызубрить.
Если в качестве фирменного знака строительной компании вы используете изображение кирпича – это плохо. Кирпич – он и есть кирпич.


Она была, как все — неповторима.

Концепцию, значение и богатство ассоциаций желательно видеть. Но можно и попросить вашего дизайнера описать эти качества логотипа словами. Это важно для оценки его работы.

Дополнительные критерии оценки логотипа тоже важны. На них, как правило, и концентрируется внимание заказчика.


Уникальность. Ваш логотип должен быть сделан только для вас. Во-первых, чтобы не возникали проблемы с регистрацией товарного знака. Во-вторых, обязателен учет индивидуальных особенностей вашего бизнеса. Каждый бизнес уникален. Свои потребители, свои внутренние процессы, своя организационная культура. Бизнес – это своя история, судьба, если хотите. И логотип должен эту историю рассказать. Подбирать шаблонные логотипы, как вы сами понимаете, в данном контексте не получится. Да и, как только вы посмотрите на шаблонный логотип, провалятся первые три критерия оценки. Особенно неприятно, когда вы встречаете свой логотип у кого-то еще. Буква «Т», например, может встретиться и на радиаторе трактора.
 

Маразм крепчал. Склероз сопротивлялся.

Лаконичность. Знак – символическое, упрощенное изображение. Знак – это модель жизни, а не сама жизнь. Когда в качестве знака фермерской продукции вы используете фотографию (или живописную картину) самой фермы – это плохой знак.  


Бросаю пить! Ёщё раз! Не добросил.

Простота неотъемлемый критерий оценки качественного логотипа. Лаконичный знак быстрее воспринимается сознание потребителя и легче запоминается.


Функциональность. В этот критерий входит несколько составляющих. Логотип должен соответствовать профилю организации и производственной отрасли. Если для металлургического завода в качестве знака вы применяете букет цветов – это не соответствие.

Сумел послать, не говоря ни слова. 
 
Важно, чтобы логотип хорошо читался. Если изображение излишне перегружено деталями – это снижает читаемость. Логотип должен адекватно масштабироваться. И на уличном баннере и на визитке изображение должно работать. в этом смысле герб СССР – плохой вариант. 


Словом функциональность мы обозначаем все, что позволяет логотипу работать.

Логотип любой организации выполняет несколько ключевых функций. Первая – постоянный контакт с целевой аудиторией. Что называется язык бренда. Вторая – эмоциональное воздействие на зрителей. Знак должен производить эмоциональное впечатление. Третья – влияние на мышление. Знак должен хорошо запоминаться и нести содержательное сообщение.


Фирменный знак компании – это целое литературное произведение – роман. И выражен весь этот объем информации и эмоций в очень лаконичной форме. Большое искусство сделать все грамотно в работе над логотипом. Именно поэтому логотип стоит больших денег.

Теперь, обладая критериями оценки качества логотипа, каждый руководитель сможет обосновано оценить продукт работы дизайнера.

Не матом крыл он, а глагольной рифмой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий