среда, 13 февраля 2019 г.

Знаки



Что такое фирменный знак, зачем бизнесу логотип и почему он так дорого стоит.

Попробуем последовательно ответить на вопросы.
Для начала – фирменный знак и логотип – это одно и то же. Что бы потом к этому не возвращаться. Почему логотип называют знаком? И что такое знак в данном контексте?

Логотип — это максимальная концентрация энергии на квадратный сантиметр. Или, по крайней мере, так должно быть.

Какие опознавательные системы мы называем знаками. Знаковые системы в процессе развития претерпели определенную эволюцию. Существуют три вида знаковых систем.

Между тучами и морем гордо реет Буревестник,
черной молнии подобный.


Первая – знаки подобия. Это камень похож на черепаху, а этот на слона. Мозгу свойственно выстраивать подобия наблюдаемого уже виденному. Как будто мозг откапывает в своей обширной библиотеке образов нечто похожее на наблюдаемое сейчас и предлагает эту ассоциацию осознать. К знакам подобия относятся приметы, суеверия и предрассудки. Черная роза – эмблема печали. Черная кошка и ворона – символы неприятностей. Красная роза – эмблема любви.


Такие знаки могут быть не только природными. Характерный пример рукотворных знаков подобия – иконы. Некое формальное изображение подобное богу или святым. Такие изображения презентуют вещи и идеи. Фактически – это попытка копирования реальности. Люди приписывают знакам подобия волшебную силу. Образ и смысл в этом случае должны максимально совпадать. Чем дальше мы отклоняемся, тем хуже.

А вас, Штирлиц, я попрошу остаться.


Вторая знаковая система -  шифрование. Чтобы не передавать образы и идеи максимально точно (это сложно, долго и не всегда нужно), мы вводим некую систему упрощения. В этом случае знак представляет собой несколько больше смыслов, чем его прямое значение. Знак не просто похож на реальность, как в первом случае. Знак – это некое упрощенное и закодированное сообщение. Для получения информации от таких знаков зритель должен его раскодировать. Выглядит несколько сложнее, на самом деле – гораздо проще первой системы. Характерные примеры такого рода знаков – цифры (значение чисел), буквы (значение звуков), дорожные знаки (значение правил).


Скипетр и держава – символы монархической власти.


Третья – знаки символы. В широком смысле -  символ – это все, чему мы придаем символическое значение. В этой знаковой системе мы имеем дело со сложными образами на уровне слов и фраз, визуальных и звуковых композиций, жестов и движений. Это знаки полные разнообразных значений и ассоциаций. Ценны они именно этим богатством. Слово «птичка» имеет множество разнообразных значений. И мы понимаем эти значения в зависимости от контекста, собственного жизненного опыта и развития. Слово не показывает нам саму птичку. Символ предполагает, что мы способны вообразить, визуализировать птичку и ассоциировать слово и образ. При этом птичка может быть очень разной. От колибри до милой женщины. В этой знаковой система возникает необходимость в семантике (значении выражения), семиотике (значении знака) и ассоциативном ряде (какие образы мы при этом представляем).


В трех знаковых системах – Подобии, Шифре и Символе – очевидна прогрессия. Знак в подобии не связан с объектом, а просто похож на него. Знак в шифре неразрывно связан с объектом и упрощает его. Знак в символе гораздо больше объекта. Символ не указывает на единичную вещь, он представляет вид вещи. Символический знак связан с объектом благодаря разуму, применяющему символы. Чем дальше мы продвигаемся по знаковой прогрессии, тем больше интеллектуального, человеческого получаем. Тем проще попадает в сознание наш знак и дольше там сохраняется, обрастая ассоциациями и образами.


Поскольку текст получился слишком объемным, разделил его на две части – теоретическую и прикладную. Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий