Что такое фирменный знак, зачем бизнесу логотип и почему он так дорого стоит.
Попробуем последовательно ответить на вопросы.
Для
начала – фирменный знак и логотип – это одно и то же. Что бы потом к этому не
возвращаться. Почему логотип называют знаком? И что такое знак в данном
контексте?
Логотип — это максимальная концентрация энергии на квадратный сантиметр. Или, по крайней мере, так должно быть.
Какие
опознавательные системы мы называем знаками. Знаковые системы в процессе
развития претерпели определенную эволюцию. Существуют три вида знаковых систем.
Между тучами и морем гордо реет
Буревестник,
черной молнии подобный.
Первая – знаки подобия.
Это камень похож на черепаху, а этот на слона. Мозгу свойственно выстраивать
подобия наблюдаемого уже виденному. Как будто мозг откапывает в своей обширной
библиотеке образов нечто похожее на наблюдаемое сейчас и предлагает эту
ассоциацию осознать. К знакам подобия относятся приметы, суеверия и предрассудки.
Черная роза – эмблема печали. Черная
кошка и ворона – символы неприятностей. Красная роза – эмблема любви.
Такие
знаки могут быть не только природными. Характерный пример рукотворных знаков подобия – иконы. Некое формальное
изображение подобное богу или святым. Такие изображения презентуют вещи и идеи.
Фактически – это попытка копирования реальности. Люди приписывают знакам
подобия волшебную силу. Образ и смысл в этом случае должны максимально
совпадать. Чем дальше мы отклоняемся, тем хуже.
А вас, Штирлиц, я попрошу остаться.
Вторая знаковая система - шифрование. Чтобы не
передавать образы и идеи максимально точно (это сложно, долго и не всегда
нужно), мы вводим некую систему упрощения. В этом случае знак представляет
собой несколько больше смыслов, чем его прямое значение. Знак не просто похож
на реальность, как в первом случае. Знак
– это некое упрощенное и закодированное сообщение. Для получения информации
от таких знаков зритель должен его раскодировать. Выглядит несколько сложнее,
на самом деле – гораздо проще первой системы. Характерные примеры такого рода знаков – цифры (значение чисел), буквы (значение
звуков), дорожные знаки (значение правил).
Скипетр и держава – символы монархической
власти.
Третья – знаки символы. В
широком смысле - символ – это все, чему мы придаем
символическое значение. В этой знаковой системе мы имеем дело со сложными
образами на уровне слов и фраз, визуальных и звуковых композиций, жестов и
движений. Это знаки полные разнообразных
значений и ассоциаций. Ценны они именно этим богатством. Слово «птичка»
имеет множество разнообразных значений. И мы понимаем эти значения в зависимости
от контекста, собственного жизненного опыта и развития. Слово не показывает нам
саму птичку. Символ предполагает, что мы
способны вообразить, визуализировать птичку и ассоциировать слово и образ.
При этом птичка может быть очень разной. От колибри до милой женщины. В этой
знаковой система возникает необходимость в семантике (значении выражения), семиотике
(значении знака) и ассоциативном ряде (какие образы мы при этом представляем).
В трех знаковых системах – Подобии, Шифре и Символе – очевидна прогрессия. Знак в подобии не связан с объектом, а просто похож на него. Знак в шифре неразрывно связан с объектом и упрощает его. Знак в символе гораздо больше объекта. Символ не указывает на единичную вещь, он представляет вид вещи. Символический знак связан с объектом благодаря разуму, применяющему символы. Чем дальше мы продвигаемся по знаковой прогрессии, тем больше интеллектуального, человеческого получаем. Тем проще попадает в сознание наш знак и дольше там сохраняется, обрастая ассоциациями и образами.
Поскольку
текст получился слишком объемным, разделил его на две части – теоретическую и
прикладную. Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий