вторник, 10 сентября 2013 г.

Последний великий диктатор ХХ века




Я не диктатор. Просто у меня такое выражение лица.

11 сентября 1973 года. Чили. Штурм президентского дворца Ла Манеда…

Прошло сорок лет. Сорок лет…  Целая жизнь.

Пиночет захватил власть в Чили. Бесконечные октябрятские и пионерские собрания. Сальвадор Альенде, Виктор Хара, Пабло Неруда, Луис Корвалан… Эти имена завораживали. Это было страшно далеко и необычайно романтично. Герои сопротивления. Сопротивления Пиночету. Пиночет гордо занимал вторую строчку после Гитлера в рейтинге антигероев. Все моя школьная жизнь прошла с этим именем. До трагедии корейского Боинга над Курилами.




Секрет хорошей жизни в стране прост: кропотливый труд, соблюдение закона, и никакого коммунизма!

О Пиночете столько говорили. Статьи карикатуры, собрания и снова статьи. Он был Анти Че Геварой. Он все больше меня интересовал. Моего соседа с первого этажа звали Корвалан. За портретное сходство, я полагаю. Он много пил и не любил коммунистов. Корвалан слушал BBC и голос Америки. Я подслушивал их разговоры о жизни с моим отцом. Оба относились к Пиночету не совсем так, как рекомендовали на пионерских собраниях.

Я стал искать информацию. Нашел эту информацию я гораздо позже. Уже не было страны, в которой я родился. Не было коммунистов. Я не был школьником и пионером. Я читал. Жадно читал о неоднозначном, решительном и стратегически мыслящем военном. О человеке, который рискнул всем. Рискнул, и победил…  Ясность его мышления восхищала.

Есть две вещи, которые я не готов обсуждать с нацией – католические ценности и право частной собственности.

Был ли Аугусто Пиночет диктатором? Несомненно. Был ли он жесток? Да. Изменил ли он мир?..

Я думаю, да. Во всяком случае, мой мир он точно изменил. Он повернул историю. Не всегда коммунизм приходит на смену капитализму. Он показал это первым.


Я понял, что талант бывает разным. Разным бывает патриотизм. И понимание свободы. Гении могут стоять по разные стороны добра и зла. И судить их бессмысленно.

Важно только одно – какую сторону занимаешь ты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий